Блог Рады (Алтынниковой Екатерины)

Размышления о творчестве

Как-то моя приятельница играла с Ладой. Они начали строить дом из Лего. И Настя говорит: «Строить нужно вот так, отсюда кладем кирпичики сюда и рядом». При попытке Лады прикрепить кирпичик «не туда», Настя говорила, куда нужно. Я остановила её и попросила самой не строить, а быть рядом и наблюдать.

Это у нас в голове есть картинка того, как все должно выглядеть и быть. У нас в голове шаблоны ВСЕГО. На все есть образцы, по которым мы, взрослые, оцениваем, измеряем правильно/не правильно. А у деток пока нет этого до того момента, пока им несколько раз не скажут\докажут правильность/неправильность какого-либо действия, предмета, явления.

У нас в голове есть образец дома, который можно построить. У кого-то несколько образцов. А у ребенка его еще нет. И для него это творчество, в котором вариантов как построить дом может быть тысячи! Лада начала строить дом из центра, стены, пол, которые не входили в «проект» Насти.

На детских форумах, книгах по раннему развитию одним из минусов Монтессори-педагогики я встречала отсутствие творчества. В этом плане в Москве нам повезло.

Педагоги детского клуба Монтессори-Сити

В детском клубе был очень творческий коллектив, занятия по живой музыке, где педагоги на занятии чувствовали детей, шли за ними, шли за каждым ребенком. Были и театральные постановки.  В монтессори среде была свободная творческая зона, в которой ребенок сам выбирал чем рисовать, на какой бумаге, лепить, клеить и как долго. В этом клубе я ни разу не услышала, что ребенок, что-то делает неправильно! Всегда были вопросы, причем корректные. Это уважение к природе ребенка.

На празднике осени в Монтессори-Сити

Когда мы переехали в Подмосковье, рядом с домом открыли детский центр, куда мы сходили на одно занятие, в котором я испытала шок.

Мы пришли на занятие в красочную красивую комнату с новыми игрушками и пособиями, которые находились в зоне доступа детей. И конечно, они хотели все это потрогать и поиграть. Я с педагогом договорилась, что мы будем свободно заниматься и, если Лада захочет, она присоединиться к группе. Я объяснила, что мы занимались в другом формате и это наше пробное занятие. Лада выбрала себе пару книг с пазлами и села раскладывать за столиком. Другие детки сидели в кругу и выполняли упражнения и задания педагога, что-то под музыку, что-то без неё. Педагог идет по своей программе, отдельно от детей. Сюжет одной песенки, был про облачко, которое закрывало тучку. В одной руке облачко, в другой – солнышко. В какой-то момент я слышу обращение к ребенку около 2 лет: «Ты неправильно закрываешь солнышко». !!!!

Затем лепили солнышко из соленого теста. В этом процессе тоже было полное руководство, как нужно катать шарик и дальше по инструкции. 1 вариант из множества. Не говоря уже о том, чтобы дать время ребенку реализовать возможный свой вариант. При этом на протяжении всего часового занятия детки смотрели по сторонам, вокруг же все яркой и красочное зовет «поиграй со мной». Я надеялась, что может будет у них в конце занятия минут 10, чтобы поиграть в то, что хочется. Я ошиблась! «Занятие окончено, освободите помещение, сейчас придет следующая группа», — голос педагога прозвучал как-то отдельно от него. Для деток в группе это было всего третье занятие, а они уже и не пытались взять, сделать то, что хочется. Они смотрели по сторонам, глаза все еще горели, но они не двигались в сторону своего желания. В конце занятия я сказала, что нам вряд ли подойдет подобный формат. На что педагог согласилась, сообщив: «В следующий  раз Ладе пришлось бы участвовать в занятии. Наши занятия ориентированы, чтобы ребенок научился соблюдать правила, дисциплину и подготовился к школе». !!! В 2 года – готовят к школе!

Сколько же взрослых, бывших детей с горящими глазами, смотрят на то, как проходит их жизнь?!

Они хотят чего-то, это что-то у них под носом (и не обязательно материальное), а взять не могут. Порой даже мысли не допускают, что можно взять! Просто взять. Парадокс. Рядом нет родителей, педагогов, зато остались привнесенные в сознание и тело программы.

Дома Лада сама выбирает чем рисовать, как рисовать. Каждый рисунок она может назвать — что нарисовано и где какие части целого. Часто с выражением: «А что разве не видно?»

Притча на эту тему.

Слон – самое крупное сухопутное животное. Сила взрослого слона огромна. Их используют для переноски тяжестей жители Африки и Азии.

Маленького слоненка приручают к веревке. Как? Его привязывают к толстому дереву. Слоненку это, конечно же, не нравится. Он пробует все свои силы, чтобы освободится. Но он еще мал… И веревка оказывается куда сильнее всех усилий. Животное привыкает к тому, что веревка сильнее его.

Проходит время. Слоненок вырастает в большого слона. Теперь, казалось бы, его ничто не сможет удержать.

Но его привязывают все той же веревкой. Слон больше не проверяет веревку на прочность.

______________________________________________________________________________________________________

На этой неделе мы пошли в Питере на занятие вместе с мамой в Монтессори центр. Здесь творческое занятие 15 – 20 минут выделено в отдельный блок после занятия в монтессоре среде. Даже здесь ситуация оказалась схожей с той, которую я описала выше.

Морская тема. Одному ребенку – один мелок: синий или голубой. Взрослый вполне может рисовать море синим, а у ребенка оно бывает разных оттенков синего, голубого, серого, зеленого, изумрудного и еще других цветов. К тому же в море кто-то  живет и растет не обязательно синего цвета.

Лада порисовала одним мелком, поискала другие и ушла. Через несколько минут зашли снова. Дети уже порисовали что-то синей краской и лепили рыбку из теста. Краски были убраны, Лада сама взяла. Стала рисовать там же где и рисовала мелком. Педагог, никак не обратившись к ней, не посмотрев в глаза, взяла её руку с кисточкой и сделала попытку рисовать её рукой синей краской. Я, видя выражение лица своей дочери (недоумение, разочарование и протест), остановила. Педагог на несколько секунд остановилась, собираясь продолжить: «Я хочу показать технику». «Она сейчас уйдет, — спокойно ответила я, — либо она рисует то, что хочет  и как хочет, либо уйдет. Лада рисовала зеленой краской, в то время как все другие уже лепили рыбок. И снова слышу голос педагога: «Это неправильный плавник».  !!! Ну как так можно? Это занятие по творчеству для детей от 2 до 3 лет! Занятие по «творчеству», где все рыбки должны быть похожи на рыбку, которую показывает педагог. В голове у детей могут быть разные рыбки. И разного цвета, размера, с плавниками и без и даже тех, которых мы с вами не видели.

Как можно превратить занятие по творчеству детском клубе для малышей в посредственное школьное занятие?

Вот какое определение творчества дает Википедия:

«Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей».

Стоит ли говорить об уникальности «рыбок», «солнышек»… Они сделаны по заданному педагогом образцу. А затем и вся жизнь — будь как все, делай как все…

Конечно, есть правила. Например, правила дорожного движения, безопасности. Есть техники в творческом процессе. Во-первых, они тоже были сотворены кем-то в этом самом творческом процессе. И, возможно, ваш ребенок может стать автором новой техники. Во-вторых, форма подачи этой техники. Все же можно сделать с помощью вопросов, игры, предоставляя возможность своих собственных открытий каждому ребенку.

Посмотрите, сколько анонсов тренингов, семинаров по раскрытию творческих способностей для взрослых, правополушарному рисованию, креативному мышлению в жизни и бизнесе, инновационным идеям. В начале жизни мероприятия по закрытию творческих способностей, в середине – по открыванию…

Взрослые люди на этих тренингах, проходя через блоки, запреты возвращают себе возможность творить. Испытывают искреннюю непосредственную радость. В моем тренинге «Волшебницы своего дела» — тоже есть творческая часть. Она оказалась одной из самых трудных, важных, но безумно красивых и вскрывающих внутренний творческий ресурс, который позволяет довериться Процессу творения.

Это уже в Питере на Фестивале «Душевный Базар», где были мастер-классы для детей. Дочь раскрашивает крылья.

Многие взрослые приходят на тренинги по рисованию и другим творческим темам, не для того, чтобы научиться рисовать, петь или танцевать. Это для них дополнительный приятный бонус. Они приходят за способностью решить старые задачи новым способом в актуальных для них сферах: семья, бизнес, отношения, работа и многое другое.

Это мои размышления. Буду рада, если и вы в комментариях поделитесь своими размышлениями.

Занятия я описала подробно, так как из таких вот мелочей, оценочных суждений складывается картина мира детей. Из мелочей состоит вся жизнь.

В заметке «Берегите своих детей» я привела пример с листом бумаги, который наглядно показывает кто из нас целостнее и кто кого и чему обучает.

Наблюдайте, уважайте, спрашивайте и растите вместе с детьми. Со своими детьми и детьми, которых вы встречаете.

Получайте новости блога на e-mail:
  • http://vk.com/id4362324 Рада Алтынникова

    Олег, благодарю 🙂 О, и это отдельная тема… Не возлагать на ребенка своих ожиданий! Ни творческих, ни идейных, ни материальных. Позволять ему быть и создавать условий для раскрытия своей природы, а не моих или чьих-либо ожиданий — обучение для меня каждый день.

  • http://vk.com/id4362324 Рада Алтынникова

    Наташа, благодарю Тебе за комментарий. И другие детские темы я тоже буду поднимать. До нашего такого «творческого» занятия, где все делают одинаково, Лада не сравнивала свои рисунки. Просто рисовала везде: на бумаге, альбоме, тетради, больших листах, на асфальте, на песке. И называла, что она рисует, рисовала сюжеты. А после одного занятия начала сравнивать и просить рисовать меня то, что она хочет нарисовать. В общем, пришлось творчески подойти к этому процессу, чтобы она снова начала рисовать, что хочет и как хочет. На это ушло два дня. Одно занятие в 15 минут оказалось таким вот обуславливающим.

  • Аноним

    Здравствуй, Катя. Очень важную тему ты подняла, поделюсь своим опытом. Когда дочке было 5 лет, она занималась в изостудии, т.к. очень нравилось рисовать и я хотела посодействовать,чтобы научили техникам. Мне нравились работы, которые по завершении Соня приносила домой, но когда рисовала сама дома, это было из другой области, Попросилась присутствовать за занятии, оно проходило так: учитель на своем листе рисует, а дети у себя повторяют в точности до штриха. Дочке очень нравилось, что красиво получается, но я больше водить ее не стала.Нашлось место, где другой принцип обучения-кружок при общеобразовательной школе с худ-граф. уклоном. Второй пример. В дет.саду ее постоянно заставляли брать ложку, карандаши и все остальное в правую руку, хотя она обеими руками одинаково справлялась, я боролась, просила отстать от ребенка, но отвечали, что это неправильно, у них программа по адаптации к школе и все равно приучили быть правшой. Младшую планирую вообще в садик не водить, но это уже др.тема.

  • http://alatra.ru Олег Тихонов

    Творчество в нашей жизни это спасение от уныния и способ поделиться своей радостью к жизни. В современном мире, когда информация каждый год удваивается, креативность мышления особенно важно, так как дает возможность мыслить более масштабно и не теряться среди моря информации, что позволяет предугадывать потребности людей, делать их счастливее, открывать мир неизвестного и дарить потрясающие эмоции. Все начинается с детства, как хорошо, что у Лады есть такая мудрая мама, которая своими действиями позволяет потенциалу раскрываться. Уверен, Лада, еще всех нас удивит своими идеями!