Путешествие на Байкал началось для меня раньше чем для участниц семинара. Я прилетела в Иркутск 2 августа и решила до начала семинара на пару дней съездить на остров Ольхон в Хужир. Выйдя из маршрутки, увидев купол синего чистого неба над головой, вдохнув звенящий воздух я поняла вот оно — место для отдыха и медитация, размышлений и знаний.
Гора Шаманка, она же мыс Бурхан. По легенде мыс Бурхан – земная резиденция великого духа Хан Хутэ-баабая. Два других его призрачных дворца находятся один – на небесах, другой – под землею.
Мыс соединен с островом узким перешейком, а внутри того пика, что ближе к берегу, есть сквозная просторная 12 метровая пещера.Только шаману дозволено было заходить в пещеру, и внезапное его появление с другой стороны на самом пике горы потрясало свидетелей этого чуда. Возможно, прохождение через пещеру было частью обряда инициации, в котором вход и выход символизируют смерть и возрожденье.
Не рекомендуется водить в пещеру женщинам и детям.
Священная пещера, обиталище древних духов, вызывала такое почтение, что даже проходящим мимо коням обвязывали копыта кожей, чтобы приглушить цокот. Можно было проехать мимо горы только на санях или лыжах, но никак не на транспорте на колесах. В роще неподалеку от мыса было кладбище шаманов, тоже почитавшееся как святыня.
Другое название мыса – Бурхан – связано с более поздней его историей, когда остров стал большим буддистским центром, оставаясь при этом и оплотом шаманизма. Археологические находки говорят о древней богатой истории Шаманки. Здесь найдены и наскальный рисунок, похожий на бубен, и надпись на языке, близком к языкам Тибета. Время, когда были созданы эти надписи и рисунки, ученым пока неизвестно. Особенно много следов былых цивилизаций скрыто на перешейке, соединяющем остров с мысом.
Если присмотреться к горе, то можно увидеть изображение дракона коричневого цвета.
Ольхон в последние время пользуется спросом среди русских и иностранных туристов. Поэтому здесь ярко представлена местная бурятская культура. По вечерам проходит этнический концерт в современной обработке. Элементы народного танца в основном связаны с различными видами верховой езды, жизнью бурят. Их прежний кочевой образ жизни просматривается практически во всех видах творчества.
Мой приезд на Ольхон совпал с с шаманским действом — поклонение (молебен) 13 северным Хаатам (13 Богам). На это мероприятие приехали шаманы из Агинска, Бурятии, Иркутской области, Тувы, Монголии и паломники из этих и других регионов России и других стран. В начале было представление всех шаманов: кто, откуда. какое направление. Среди шаманов можно было встретить шаманов славянской внешности, среди направлений — старообрядческий шаманизм, цыганский шаманизм.
У меня вызвало удивление жертвоприношение барашка и обязательное наличие алкоголя. . На вопросы о жертвоприношении, я получила ответ, что их духам не нужна кровь, нужно мясо. И это воспринималось вполне естественно: так было, так есть и так будет.
Нет, шаманы алкоголь не употребляли. Он предназначался их духам. Тогда у меня снова вопрос, который оказался открытым, хотя и понятным: какие духи кормятся алкоголем?
Камлания — вызов духов в Священной Шаманской березовой Роще.
Духи вселяются в шамана и он начинает отвечать всем, кто желает знать ответы на свои вопросы. В это время можно подходить к шаману на коленях, склонив голову вниз, и не поднимать глаза, не смотреть шаману в глаза.
На этом мероприятии можно было встретить журналистов, репортеров из других стран. Российские журналисты может быть и были, но я их не видела.
Ближе к вечеру духи отправляются обратно по тем же березам, по которым они пришли в этом мир. Березы вырываются и проносятся под звуки бубна по периметру, где стоят паломники. Важно прикоснуться к березе руками. Тогда она забирает негатив и болезни на себя. Затем березы относят по направлению к горе Шаманки и сжигают. Как минимум в этом есть два момента: березы сжигают как путь, через который духи приходили в этот мир, чтобы они не могли вернуться своевольно. И береза издревле известна магическими свойствами у разных народов. Видимо, здесь береза на себе собирает негатив и болезни, которые сгорают вместе с березой.
После этого был обряд очищения березовыми вениками. Общение с шаманами и закрытие праздника.
Ольхон, Гора Шаманка являются местом силы. Поэтому здесь проводятся шаманские действа, неподалеку на острове Огой в 2005 году построили Буддийскую ступу просветления, здесь можно встретить представителей разных религиозныхконфессий и духовных учений. И Байкал готов помочь всем в его Пути, кто чист в помыслах и действиях.
Утром, уезжая с Ольхона, по пути на остановку я зашла в дом-гостиницу. И оказалось, что есть свободные места на время семинара, к тому же есть место для занятий, если будет дождливая погода. Поэтому вместо Прибайкальского национального парка мы поехали сюда. Фоторепортаж с семинара скоро появится на страницах блога.