Интервью с Ириной Барановой (генератор, 4/6). Орф-педагог, Монтессори-педагог.
Рада: Ирина, расскажи, пожалуйста, как ты чувствуешь/ощущаешь свой отклик?
Ирина: Я не слышу его. У меня со звуками пока не очень хорошо. У меня бывают такие реакции, когда я понимаю, что это оно. Мне сложно со звуками. Когда он есть — это больше «вау», «аа». «Угу», «уу» — мне до сих пор не понятно.
Рада: Удовлетворение для тебя — это что? Как?
Ирина: В последнее время я очень сильно чувствую неудовлетворение. Если что-то я сделала не из отклика или что-то пошло не так. Даже обычный урок в школе . Урок идет. Не важно отклик или не отклик. Это моя работа. Она любимая, она есть. Cам процесс мне может не понравится, при этом могут быть довольны все окружающие. Это болезненно на физическом уровне. Это сложно передать словами. Это очень плохо. Внутри плохо. Если это касается работы, то это ненадолго. Я вышла, попереживала полчаса свое «нехорошо». И иду дальше.
Если касается какого-то проекта более серьезного, в который я пошла, потому что подумала, решила. То еще очень долго хочется вернуться в прошлое и исправить неприятные моменты. Или вообще забыть. А забыть не получается почему-то долго. Начинаю в этом копаться, думая «Сколько сил потратила на эти воспоминания, уже можно все закрыть». Я учусь закрывать. Я понимаю, еще не то у меня состояние жить полностью из отклика. Жить из отклика — это не просто, очень не просто.
Поэтому да. Принимаю. Было так. Было ТАК фигово. Принимаю. Иду дальше.
Рада:Ты уже сказала про неудовлетворение. А удовлетворение у тебя — это как?
Ирина: Я не могу сказать, что это чувство эйфории или радости. Это вообще не про это. Это, например, когда я проснулась и у меня все хорошо. Ничего нигде не болит. Благостное состояние. Состояние удовлетворения не от того, получилось что-то или не получилось.
Например, лагерь, который был не так давно. В лагере каждое утро был процесс мягкий, перетекающий из одного в другое. Не знаю, что будет через полчаса. Хотя есть запланированная программа. Но это так мягко меняется, что готова пребывать в этом блаженстве постоянно. В теле ощущения расслабления. Не концентрации, а расслабления и радости. Давайте сейчас это сделаем, а давайте теперь эту песенку поучим. И все так плавно перетекает одно в другое. Про тело даже забываю, потому что оно очень легкое. Оно не напоминает о себе. Трудно словами для меня выражать состояние. Для меня трудно что-то писать. Это бывает очень редко, когда я могу сесть и что-то написать. Поэтому когда мне говорят: «надо в инстаграмм или еще где-то писать рекламу и свои посты» я это не могу.
Рада: Фрустрация для тебя — это как?
Ирина: Напряжение. Я не могу спать в моменты неудовлетворения. Не нахождение в том месте, где мне нужно быть. Сбивается сон.
Когда я в потоке, это нормально мало спать. Я этого не замечаю. Могу поспать два часа и потом встать и даже не понять, что это было всего два часа. Здесь наоборот, нарушается сон. Появляется тревожность, напряжение, внутреннее раздражение. Внутреннее напряжение где-то в теле. Я его очень хорошо отслеживаю. У меня спина и кишечник сразу реагирует. Муж мне начинает говорить, что я съела что-то не то. Могу начать пить таблетки. Потом вдруг говорю себе «Так. Стоп. Что-то я не туда ушла». Начинаю искать причину сначала по привычке. Сейчас я быстрее нахожу и понимаю причины своего состояния.
Сейчас я очень хорошо чувствую свой открытый корневой центр. Как камертон. Люди с определенным корневым центром сейчас особенно сильно влияют. Особенно, если я проеду в метро. Прямо уух.
Мне нравится сейчас пребывание в себе, когда я спокойно перехожу дорогу. Я знаю, что горит красный свет. Я совсем не спешу. Зеленый свет — можно идти. Получаю удовольствие от этого процесса. Не так, как было раньше: когда это быстрее закончится, кино быстрее досмотрю, промотаю. Замедляюсь и пребывают в том процессе, который я начала. Без какого-либо давления. Мои дети с определенным корневым центром сейчас стали жить отдельно. У меня и у мужа — открытый корневой центр. У нас сейчас у каждого своя комната. Сейчас период очищения.
Был огромный отклик приехать из Сочи и разобрать квартиру. Я это делаю медленно, не так как раньше. Раньше я бы разбирала одну комнату, другую и третью, чтобы поскорее закончить и потом упасть без сил. Сейчас я кайф от этого получаю. Каждый день я двигаюсь какими-то маленькими кусочками, никуда не спеша, выпивая чашечку чая. Хожу в перерывах на концерты. Это существует параллельно и для меня комфортно. Как только я начинаю себе говорить, что я сделаю сейчас это, потом приедет Никита (сын) и мы разберем с ним другое, у меня сразу рушится мое состояние.
Рада: Ирина, у тебя профиль 4/6. И ты находишься на таком временном отрезке для себя — после 50, когда жизнь начинается по-новому. В теории говорится о том, что переход рубежа 50 лет для «шестерки» — проход через кризис. Многие, смотрящие в сторону 50 лет, с одной стороны, ждут этого перехода, а с другой стороны — страшно волнительно. Понятно, что он все равно будет. Время и жизнь текут своим ходом. Можешь рассказать, как это было у тебя?
Ирина: Это непростой период перехода был для меня.
Я все еще с трудом ориентируюсь в терминологии дизайна человека. Вернее я ее понимаю, когда я ее слушаю, но мне сложно использовать это в своей речи. Я расскажу историю. У меня это случилось в 49,5 лет. Но с 49 уже началось мое состояние стало каким-то болезненным и потерянным.
Я наверное, не сошла с крыши, меня, скорее всего, скинули. Я так думаю. Судя по тем событиям, которые происходили у меня в жизни. Я даже сначала не поняла, что это оно. У меня поменялось очень многое. Поменялось место работы, к которому я была привязана 12 лет. Я даже представить себе, что я оттуда уйду. Мне было сложно. Там было все, что мне нужно: коллектив, люди, стабильность. Все так-так-так сложилось, что посередине учебного года было очень-очень болезненно. Физически. Сначала я начала болеть. Затем я поняла, что если я отсюда не уйду, то я буду болеть еще больше. Ситуация сложилась очень эмоциональная. Конфликт с руководством.
Сейчас много слушаю, читаю, переслушиваю курсы «ABC”, “Картографию». У меня сейчас для этого есть время. И все говорят о том, что для «четверки» некорректно уходить в никуда. Если ты уходишь, то должна быть подушка безопасности или что-то , на что есть отклик. И оно каким-то образом сложится. Мой уход на конфликте, на том состоянии, которое было, он был не совсем корректен. Это был трудный период в моей жизни. Я поняла, что это сход с крыши… И немного расслабилась, доверяя этому процессу. Меня так история вывела.
Может быть это и было то состояние отклика и состояния идти в конфликт.
После этого я на три месяца уехала к маме в Сочи. Гуляла, дышала, было ощущение, что крылья выросли. Работа меня нашла. И не одна, а 25. Начались другие вопросы: куда же пойти работать? Что мне хочется, что не хочется. Был трудный процесс выбора. Сейчас, спустя время, я счастлива, что я ушла.
Я скорее всего на крыше была не очень корректна. Сначала я сидела с детьми очень долго. Я была уже на крыше, когда открывала детские центры. Я пронаблюдала, как эти истории у меня происходили не хорошо. Как я бросалась во все эти авантюры не из отклика, а потому что я много думала и рассуждала. Я помню реакции своего тела, когда я уходила после бесед с человеком. Мы открывали свой первый центр. Я встречалась с девушкой и обсуждала детали проекта. Мне то казалось, что мне прямо надо, я хочу. Но после того, как я с ней пообщаюсь, я ухожу, еле волоча ноги. Было ощущение, что у меня на ногах по 100 килограмм железа. Я еле-еле иду после встречи с ней. Центр мы открыли, как-то работали. Как-то…
После того как я приняла решение уйти от них, они меня обманули, документы переделали, история была некрасивая. Но это решение было принято не головой. Реакция тела. Я ушла и закрыла дверь. Это была зима. Я шла по улице и чувствовала, что сейчас взлечу от счастья. Кайф от того, что можно просто что-то оставить.
50 лет.. сейчас жизнь выстраивает такие интересные ситуации. Появляется вкус от жизни. Совершенно необыкновенный. Ощущение счастья от того, что есть. Если я иду туда, куда меня ведет. И это не всегда бывает все время с наслаждением. Бывает и с болью. Но я это принимаю. Ощущение того, что мне нужно быть в этом времени, в этом месте. Это тоже все жизнь. И эта многогранность жизни. Это ощущения, которых доселе я не испытывала. Послевкусие разных вещей, радости от того, что это происходит, или от того, что это не происходит. Где могу просто спокойно посмотреть.
После 50 лет жизнь сильно изменилась. И в плане активностей. И в плане людей, которые приходят. Большое счастье от того, что мне все равно, что кто-то подумает, что-то скажет. Все равно. Сейчас пока так.
Самое главное для меня это состояние. Это не то, что у меня что-то получилось или нет. Это состояние, как я себя сейчас ощущаю.
Сегодня, завтра, здесь и сейчас. Именно в теле. Голова может накрутить все что угодно. Тело не обманешь.
Кого-то скинут с крыши, кто-то сам планомерно сойдет, наверное. Мне интересно было бы пообщаться с теми людьми, которые сознательно понимали, что у них сейчас переход.
Могу сказать, что жизнь стала более цветная. Это другие краски, другие цвета. Не неоновые. Мои желания и мечты стали осуществляться. Я так хотела попасть в Зальцбург. И оно как-то случилось. Если все-таки себе не придумывать истории. Это я про себя говорю. Оно как-то складывается, или не складывается.
Рада: Ирина, расскажешь, как тебе Дизайн Человека помогает/не помогает в отношениях с твоими детьми?
Ирина: Очень помогает. Знание Дизайна мне очень помогло принять своего младшего ребенка. Со старшим мне было как-то проще. Старший — проектор, младший — манифестирующий генератор с каналом 34-20, где мысли становятся делами. Он яркий представитель этого типа. Когда я только познакомилась с дизайном 6 лет назад, когда у меня был сильный отклик на дизайн. Хотя еще за два года до этого в 2011 году в Монтессори клубе, где я работала, одна мама мне сказала: «Ирина Михайловна, давайте мы вас посчитаем». Я сказала: «Ой, не надо меня считать». Я сразу вспомнила известный мультфильм… Подумала, что у меня йога, астрология, нумерология и еще здесь какой-то дизайн человека с «давайте мы вас посчитаем», не нужно мне больше. А сама залезла. Меня сами слова «Дизайн Человека» заинтересовали. Я залезла в интернет, посмотрела, запуталась в терминологии и закрыла. В 2013 году на семинаре у тебя, ты чего-то такое сказала так просто. Я не помню, что меня зацепило, но у меня произошел взрыв. Я как больная сидела в интернете днями и ночами. Это как книжка, которую тебе дали и открывают. Одну дверку, и другую и третью. Сила отклика. Я спать не могла. Ты нам задания давала, я думала, все это хорошо. Но вот есть же дизайн. Сейчас я все прочитаю. Затем с Колей встретились. Он мне введение дал.
В это время мой сын учился второй год в институте. Мы ему купили очень дорогой инструмент — фагот, за который я год расплачивалась. Для меня это очень большие деньги. Я даже не знаю, откуда они нашлись. Сын сказал: «Мне нужно, я буду играть. Я музыкант». Проходит какое-то время, совсем немого. Сын приходит и говорит «Мама, я передумал, я больше не буду учиться в институте». Я думала, я его убью сначала. Я год каждый месяц отдавала определенную сумму за этот инструмент. А он видите ли не будет учиться в институте. Когда прошли все бури эмоций и криков, я его посадила и спросила: «Никита, вот ты мне как взрослый человек, скажи почему? Мы тебе купили два месяца назад фагот, который ты хотел. А сейчас ты говоришь, что не будешь учиться в институте. И он мне говорит, такую фразу, которая для многих людей и для меня в тот момент казалась полным абсурдом.. Он говорит «Мама, я в том здании не могу находиться. Там какое-то здание вообще непонятное». Я на него смотрю и говорю: Ты что дурак?! У тебя лучший преподаватель в Москве. Какая разница, где учиться в Гнесинке или Шнитке, школа одна, преподаватель один. Ты же ходишь к педагогу». Эта история была еще та. А он продолжает мне говорить: «Я не могу там находиться».
Через какое то время я считаю его Дизайн, вижу полностью открытый центр джи. Я читаю, что для таких людей важно физически ощущать место, где они находятся. И тогда в его жизнь приходят и истории и люди корректные для него. Если им в этом месте не комфортно, то скорее всего это не их место.
Я вспоминаю, как Никита машет мне руками и говорит, ты что не понимаешь, я не могу в этом месте находиться. И меня так дщих-джих… Зову Никиту снова, говорю: «Скажи, пожалуйста, еще раз, почему ты ушел из института?» Думала, что он просто не знал, что говорить и придумал это. А сейчас я узнаю причину другую. Но нет. Он сказал то же самое.
И Дизайн Человека помог мне услышать за его словами, за тем как он это говорил совершенно другие вещи.. И меня внутри вообще отпускает. Мне становится все равно. Это как-то так происходит в один миг. Такое принятие его решения. Очень сильно изменились отношения. Он не бросал инструмент. Он какое-то время не занимался. Подрабатывал в оркестрах. Говорил: «Ну чего мне учиться, я уже колледж закончил». Начинает говорить о том, что он музыкант и уже сейчас может работать в оркестрах.
Я настояла, чтобы он не бросил, а взял академический отпуск.
В какой-то момент у него что-то происходит и он решает, что он вообще не будет учиться в России. Он год занимается дома каждый день по 8 часов . Я впервые увидела, как музыканты могут сходить с ума. Я просыпалась под звуки фагота, уходила на работу, в доме звучал фагот. Возвращалась с работы, звучал фагот. Все выходные — фагот. Муж уже ходил по квартире, напевая концерт Моцарта. Сын сделал 500 видео дублей для того, чтобы записать программу и отправить в институт. Я уже ему говорю: «Стоп, хватит. Нормально, хорошо, прекрасно, гениально».
Он поступил туда, куда хотел.
Ситуация дала понять, что у каждого в голове своя история. Это вывело меня в наших отношениях на более глубокий уровень принятия моего сына и его выборов, какими бы странными они мне не казались.
Я узнала о дизайне, когда дети были уже взрослые. Когда я и дети были обусловлены. Дизайн Человека помогает принимать, то, что я наблюдаю.
Рада: когда ты работаешь с детьми, применяешь ли ты там знания дизайна?
Ирина: Я как-то именно так не задумывалась об этом. Не задумываясь я сознательно, я как-то интуитивно взаимодействую с ними дифференцировано.
Я не могу проверить. Но если очень надо, то могу попросить. В лагере , например, интересно всегда. Многие родители знают о дизайне. Я ошибаюсь очень редко.
В Монтессори-среде я помню такой момент. Ребенок заходит и стоит. Смотрит. Не знает, куда ему пойти. Такие случаи очень яркие. Я говорю ему: «Пойдем, я тебе что-то покажу». Он начинает за мной следовать. Когда смотрю позже его Дизайн, оказывается, ребенок — проектор. Понятно, что не все проекторы так. И проектор проектору рознь. У генераторов таких вопросов не происходит. Для них Монтессори среда — хороший вызов. Ярких примеров много.
Рада: Можешь что еще рассказать о личном опыте?
Ирина: До сих пор ловлю на мысли, что я кому-то что-то доказываю. Когда я начинаю видеть глубину ситуации .. потому что я доказываю. Очередной раз. Себе или другим. На поверхности не видно. Вижу, осознаю, расслабляюсь, отпускаю и двигаюсь дальше.