Детское творчество

Аня Сибирцева спросила в комментариях к рисункам наших занятий в он-лайн школе креативного мышления:
«Делает Лада задания? Как ведет себя, если что-то получается не так, как было задано/как она хотела?»

Ответ получился развернутым, потому публикую его здесь.

Лада делает задания. Уроки проходят в 17-00, мы в это время на хореографию идем или на английский. Исключением была первая неделя в школе, когда Лада болела и все выполняла в режиме реального времени. Сейчас смотрим в записи, но в режиме реального времени ей нравится больше. Хотя на мой взгляд, ничем не отличается. А в ее реальности хочется делать, когда все делают.


По ее мнению (и моему тоже) у нее все получается. Конечно, всегда результат отличается от результата, который есть у художника на экране. Но то, что она рисует уже похоже на то, что она говорит (то есть заяц похож на зайца, автобус на автобус и т д). С самого начала рисования, лепки и прочих художеств для меня важно, чтобы у нее не было границ. Границ выражения, не было оценки настолько долго, насколько возможно. Пока это удается. Она видит, что работа отличается или заведомо рисует по-другому, говорит, а у меня будет так. Или например, смешивает теплые краски, она увлекается, добавляет оттенки синего. И делает осень с синими красками. Говорит, я так попробую. Пробует, делает, радуется.

Зная ее особенности манифестирующего генератора и особенности бодиграфа, я корректирую ее только по двум пунктам:
— она спешит. Манифестирующий генератор + открытый корневой центр. В начале урока она увидела готовый результат, к которому они придут через час. И начинает сразу рисовать, то, что увидела. Художник же ведет по каждой линии, по каждому оттенку, технику дает. Если я рядом, говорю: «Давай подождем, вдруг мы что-то новое узнаем и будем рисовать, как еще не рисовали».

— из-за спешки не видит, не слышит деталей, пропускает. Например, не услышала что нужно намочить акварельную бумагу водой, а затем раскрашивать. Я не сразу поняла в чем дела, меня не было рядом, когда она рисовала акварельной краской. На следующее утро я предложила еще раз нарисовать картину. (видео доступно сутки). Она радовалась, что краска ложиться по-другому. Но картины обе ей нравятся: и первая и вторая.
По возможности я рядом во время уроков, обращаю внимание на детали. Рядом всегда есть бумага еще, где она может рисовать, если у нее есть время и она ждет следующего шага художника.

Лада сейчас не делает акцента на том, что получилось как-то не так. У нее все получилось так. Так как она хочет. Наверное, это главное ощущение, которое я стремилась ей передать за все время. Мы с мужем порой спорили, нужны ли рамки, нужно ли показывать ей как правильно рисовать, лепить… Он говорил, что она так будет всю жизнь рисовать каляки-маляки?? А ей всего-то 4,5 года! Для нее за каляками-маляками стояла целая история, сюжет, и конечно, возможность делать на бумаге то, что хочет и как хочет. Было разрисовано достаточно обоев (специально купленных для этих целей). Обычно она рисует сама, без уроков, она еще не знает, что из этого получится: нарисую и увижу, нарисую и придумаю.
Или когда она хочет нарисовать что-то конкретное, например, пингвина. Просит его нарисовать, потому что не умеет. Я отвечаю, что тоже не умею, ни разу его не рисовала как и она. Зато я знаю, кто умеет: наши ручки. Голова думает, что не умеет, а ручки не думают, они умеют все. Берем в руки карандаш или краски и рисует каждая своего первого пингвина. После этого она уже сообщает, что умеет рисовать пингвина.

Рисунки стали приобретать форму летом: она нарисовала дельфина, который прыгает через обруч (её любимый фильм «История дельфина»)

Например, вчера рисовали птиц вместе, она свою, я свою. Я увлеклась, мне хорошо. Лада вдруг говорит: «Давай я тебе здесь подрисую полоски и лапы нарисую?» Я отказалась, потому что я была в своем процессе и хотела его продолжить самостоятельно. Возможно и дети что-то чувствуют подобное, когда их отвлекают от их процесса. Отлично, что она спросила, а не начала рисовать у меня. Я тоже у нее спрашиваю. Когда нужна помощь, она просит. Но чаще говорит: «Я сама, возьми себе лист»!

Иногда случаются моменты, когда я хочу, чтобы она что-то рисовала по-другому. Более «правильно», более ровно что-ли. Она же в своем увлеченном процессе и ей там хорошо. А мое «хочу» во мне поднимается. Лечусь так: рисую то, что хочу, чтобы нарисовала она, сама. Отпускает хотелка. Мое ощущение, что техника прекрасно ляжет позже на свободу выражения. Свободу вернуть труднее, нежели освоить технику. Это мое мнение на сегодняшний день.

Размышления о творчестве

Снова о личном, образовательном и творческом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: